Предыдущий пост Млм-тренинги. Хочу всё знать!, опубликованный только вчера, вызвал много комментов (хотел написать «неожиданно», но тема настолько актуальна, что никакой неожиданности в этом нет).
Два обстоятельных коммента, оставленных Александром Синамати, потребовали таких же развёрнутых ответов. Так как формат комментов оказался слишком «тесен», я решил написать этот внеплановый пост, который по сути является нашей с Александром Синамати полемикой.

Согласен, что учиться лучше всего у спонсора. При этом не всякий сетевик, который сам хорошо умеет продавать продукцию или приглашать в бизнес, в состоянии обучить этому своих новых консультантов (также как не всякий великий игрок может стать великим тренером). Уметь что-то хорошо делать (продавать, строить структуру, говорить по английски, играть в футбол и проч.) и уметь учить этому других людей- это две большие разницы.
Абсолютно с Вами согласен, что уметь хорошо что-то делать (играть, писать, танцевать, строить сеть…) не означает автоматического умения хорошо этому учить.
Хорошо консультантам, у которых спонсор умеет и любит обучать других людей. Но при этом мы с вами знаем немало примеров тому, что обучением консультантов никто в структуре не занимается всерьез. И часто это происходит не потому, что спонсор не хочет учить своих новичков, он просто не умеет это делать, Он бывший врач, военный, инженер, пенсионер, у него нет опыта в обучении других людей. Он не знает как это делать, боится этим заниматься.
Когда я пытаюсь представить действительно серьёзную организацию (в смысле большую дистрибьюторскую сеть), в которой нет лидера, умеющего и любящего обучать, у меня это просто не получается. Да, многие дистрибьюторы не умеют учить. Если у них нет вышестоящего спонсора, делающего это за них, то у них нет выбора – они должны «заняться» своим личностным ростом. Никто за них строить структуру не будет (а строить – подразумевает и обучать).
Обучение других людей – это отдельная наука, которую необходимо специально изучать, и странно было бы ожидать, что люди других профессий (врачи, инженеры, военные), которые приходят в сетевой бизнес, смогут сразу же профессионально обучать других людей. Если консультант пока сам не очень успешен в бизнесе (только недавно начал им заниматься), то он многого делать просто не умеет, а, следовательно, и не может научить своих новичков.
Это было бы действительно странно. Но кто же от них этого ждёт?
При правильной постановке дела от них этого и не требуется (и не скоро потребуется).
Они вошли в чью-то организацию, которая существовала и развивалась до них и без них. Вот в рамках этой организации пусть и «растут» (как лично, так и в смысле развития сети). Когда и если «вырастут» в лидеров, смогут «отделяться» и работать самостоятельно или рядом, в кооперации, (что нередко и случается по мере роста лидеров).
У консультанта может вообще не быть спонсора (то есть номинально он есть, как номер в компьютере, но со своими консультантами не взаимодействует.
Ситуация, о которой Вы упоминаете, встречается очень часто. Но и решение этой «проблемы» очевидно: нужно «идти» наверх. Пока не найдётся не просто «живой» спонсор, а спонсор, у которого есть чему поучиться и с которым хочется работать. Технически это крайне просто. Ну и настоящий спонсор никогда не оттолкнёт дистрибьютора, который действительно хочет учиться и работать, в каком бы поколении он ни был.
И если раньше это могло быть действительно проблемой (дистрибьютор и спонсор могли быть на расстоянии нескольких тысяч километров), то сегодня, благодаря Skype, PalTalk, Google Buzz (и другим Twitterам и Facebookам), расстояние преградой не является.
Да, есть школа по продукту, есть школа по маркетинг-плану, и все, дальше, новичок, крутись как хочешь. К тому же провести школу по продукции это одно, а заниматься формированием профессиональных навыков – это совсем другое умение, которым нужно целенаправленно овладевать спонсору.
… полученные знания не конвертируются в деньги на следущий день после семинара – поэтому не стоит ждать от обучающих мероприятий чуда – типа пригласили тренера, он провел тренинг и на следующий день продажи резко увеличились. Чаще всего происходит наоборот, и тому есть свои причины.
А тут, Александр, Вы пишите о самом главном – какие виды обучения есть, – поэтому тут я отвечу поподробнее.
Я разделяю все виды учёб (школ, тренингов, семинаров – формы могут быть любыми) на три вида: технические, по развитию личности (личностный рост) и мотивационные.
Технические (из названия понятно) ставят целью передать техническую информацию: о продукте, о маркетинг-плане, о различных техниках (продажи, переговоров, телефонных разговоров и т.п.). Такие школы может вести любой, кто обладает соответствующими знаниями. При этом, как всегда в жизни, одни будут это делать лучше, другие хуже, но и в том, и другом случае информация передаётся. (Хотя некоторые «учителя» могут отбить любоё желание чему –либо учиться
).
Тренинги по развитию личности (как правило это именно тренинги, а не лекции или семинары) должны проводить профессиональные психологи или люди с соответствующей квалификацией. А как же иначе – это же в душу к человеку залезть. Личность, душа – материи тонкие, тут можно так напортачить, такой вред этой самой личности нанести… И цель этих тренингов не увеличение объёма продаж или количества супервайзеров. Цель – развитие личности. А развитая личность и настроена, как правило, позитивно, и отношения с людьми налаживать умеет, и объёмы продаж и количество супервайзеров обеспечит, но не как прямой результат, а как следствие своего развития.
Мотивационные школы – главный двигатель всего сетевого маркетинга. Это школы, где дистрибьюторов мотивируют на действия. И сделать это может только спонсор. Потому что, если «дядя со стороны» даже и говорит правильные вещи, и правильно «подаёт» материал (эмоции, «язык тела», темп, «драйв», юмор, профессионализм, знание предмета и т.д.), то ему всё-равно не хватает главного – он не может быть примером. Он не в структуре, он этого (то, о чём говорит) сам не делает (а, во многих случаях, никогда и не делал). Он не был в «шкуре» дистрибьютора, которого пытается мотивировать. А спонсор был. И знает как пройти этот путь, потому что прошёл. И, как правило, не раз, а с каждым новым дистрибьютором, которого «вырастил».
Для проведения технических школ могут быть вполне привлечены люди «со стороны» – врачи, косметологи, тренеры по продажам (желательно только, чтобы они были квалифицированными, то есть знали о чём говорят
).
Тренинги по развитию личности нужны,к счастью, далеко не всем. Я имею ввиду для успешного развития бизнеса, и не имею ввиду личностный рост и развитие духовности. Кому они непременно нужны, так это «растущим лидерам», если у них отсутствуют необходимые лидеру качества, и если они это понимают и хотят «измениться к лучшему» (кстати, это относится не только к млм или бизнесу вообще, а и ко многим другим аспектам нашей жизни: работа, друзья, семья, секс…). И тут квалификация тренера в заявленной им области (и особенно в обещаемых результатах) очень важна.
А вот мотивировать своих дистрибьюторов на работу я предпочитаю сам (и для этого много учусь, читаю, смотрю видео, беру тренинги…), или доверяю это тем лидерам своей структуры, которые делают это лучше меня.




Александр Синамати
Февраль 25th, 2010 в 01:38
Леон, спасибо за быстрый ответ:))). Честно скажу, что когда его прочитал, первым делом подумал – как же повезло консультантам Вашей структуры со спонсором (то есть с Вами:)))).
Теперь ответы: Вы пишете: Когда я пытаюсь представить действительно серьёзную организацию (в смысле большую дистрибьюторскую сеть), в которой нет лидера, умеющего и любящего обучать, у меня это просто не получается.
Согласен – в серьезной организации это невозможно представить. А я и писал про несерьезные, которых огромное количество и в которых идет подписание и нет серьезного обучения. Ну и у какого спонсора новички будут учиться? Можно конечно сказать ,что так им и надо, нечего было в несерьезные организации идти:)))) Но проблему это не решает.
Вы пишете «При правильной постановке дела от них этого и не требуется (и не скоро потребуется). Они вошли в чью-то организацию, которая существовала и развивалась до них и без них. Вот в рамках этой организации пусть и «растут» (как лично, так и в смысле развития сети).
Леон, опять же «при правильной постановке дела»:))))) Я за много лет в сетевом маркетинге имел дело с десятками сетевых компаний и лидерскими организациями, поэтому берусь утверждать и отвечаю за свои слова: организаций, в которых ПРАВИЛЬНО поставлено обучение, крайне мало, они скорее исключение, чем правило. Именно поэтому консультанты бегают по всяким тренингам непонятных тренеров, потому что ищут хоть какую-то возможность учиться и развиваться, потому что в их собственной структуре такая возможность отсутствует.
Вы пишете, что в случае отсутствия непосредственного наставника, консультант должен идти наверх. Кто ж спорит. Вы пишете, что технически это сделать просто. А вот здесь поспорю – на самом деле все не так просто, как правило новичок знает в лицо только своего спонсора и понятия не имеет. кто у него наверху, а если и видел пару раз, то не знает контактов. Да никто ему и не скажет. Да и к
ак вы себе представляете – подходит он к своему наставнику и говорит слушай, ты со мной не работаешь ни фига, дай-как мне контакты вышестоящих спонсоров, пусть они со мной работают. Я возьмусь утвержать, что новичку писхологически крайне тяжело идти наверх в поисках поддержки.. Да, конечно, идеальный вариант – когда новичок, бодро шагает upline, пока не найдет «настоящего спонсора», Мне даже сравнение пришло – такой человек – как цветок, который самостоятельно ищет, кто бы его полил:))) В реальности же новичок, не получивший поддержку от спонсора, не решается идти ни на какой верх (и даже не знает, что это возможно), и «засыхает» на корню, не успев распуститься. На мой взгляд, расхожее утверждение о том, чт о если с тобой не работает твой непосредственный спонсор, иди наверх и и ищи того, кто с тобой будет работать – это один из неработающих мифов, которых так много в нашем бизнесе. Исключения лишь подтверждают правило.
Леон, то, о чем вы пишете – это ПРАВИЛЬНО, ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ, но чаще всего не бывает, именно по тем причинам, о которых я написал. Если у Вас в структуре именно так, повторю то, с чего я начал – завидую Вашим консультантам:))). По поводу разных видов обучения – согласен с Вам и абсолютно:)))
Ильдар Тимербаев
Февраль 25th, 2010 в 02:16
Сейчас в рунете среди сетевиков, словно инфекция распространяется система вебинаров.
И в этом я не вижу ничего хорошего.
Да, для человека, проводящего вебинар, это шикарная школа как личностного роста, так и раскручивания своего личного бренда. Ну, и деньги капают, я думаю, что хорошие.
Но проблема в том, что эти вебинары слушают консультанты, в компаниях которых хорошие школы обучения.
И вот получается такой парадокс: после таких вебинаров, консультант начинает путаться и не знает как же строить бизнес? Так как его обучают в компании, или как говорил тот лидер, который в своей компании достиг ТОП-10 (или ТОП-50)?
Александр Синамати
Февраль 25th, 2010 в 03:30
Ильдар, человек, у которого нет своей собственной твердой позиции по какому-либо поводу, будет ВСЕГДА путаться при поступлении какой-либо новой для него информации. Есть два варианта – 1. Ограждать его от любой поступающей извне информации, чтоб не путался:))). 2. Помочь ему эту позицию выработать, в том числе научиться не принимать на веру абсолютно любую инфу, которая до него долетает, а относиться к ней критически, уметь ее анализировать, сопоставлять с ранее полученной инфой из другого источника и формировать на этой основе собственное мнение, свою позицию. В первом случае мы относимся к нему как к ребенку, во втором как к взрослому партнеру. Выбор за спонсором.
Нелли
Февраль 25th, 2010 в 06:54
Ребята! Как тут у вас сегодня интересно!
Правду сказать – и раньше-то не скучала:)
Но сегодня – очень важные моменты нашей деятельности вы здесь затрагиваете. Не очевидные, потому и очень важные. Всё, пошла этот пост пересылать своим!
Вячеслав Абрамов
Февраль 25th, 2010 в 07:21
Александр Михайлович!
Вы же сами раскачиваете лодку в которой сидите!!!
Я был вашим приверженцем и даже учеником, но…
После того, как вы подтвердили , что «патриотизм – это приверженство негодяев!» А позже я увидел ваш проморолик о том, что уникальность продукта перестаёт иметь место быть.
Так мне расхотелось рекомендовать Александра Синамати другим людям. Как психолог вы высочайший специалист, а как сетевик – оторвались. В прошлом вы были сетевиком, а сегодня вам пора сдавать экзамен. Доверять вам свою структуру рисковано!
«В заключении цитата из Роберта Батвина:
«Кстати поговорим об уникальном торговом предложении вашей компании. Уникальное предложение – это то, чем отличается ваша продукция или бизнес-предложение от других игроков рынка. Есть несколько путей, по которым можно отделить себя и свою компанию от всех остальных соперников, например сочетание ЦЕНА – КАЧЕСТВО. Проблема заключается в основном в следующем. Сетевой маркетинг обычно предлагает людям очень высококачественный товар. Вы об этом сами хорошо знаете!
А к чему люди привыкли при обычной системе распределения? Люди привыкли, что такие продукты должны стоить очень дорого. Поэтому надо знать четко ответ на вопрос: почему ваша компания выбрала именно такой способ дистрибуции товара? Если вашей компании предоставляют бесплатно или по низкой цене образцы продукции, также можно использовать этот приём. Всегда надо искать какое-то отличие в лучшую сторону. Возможно это конечная цель, миссия вашей компании. Если ваша компания производит продукты, которые помогают вам выглядеть лучше или, например, укрепить свою иммунную систему. Точно так же необходимо смотреть на то кем являются менеджмент и владельцы вашей компании. Хорошие они люди или плохие, какие у них убеждения, какая у них вера».
Это из «Аудиоколлекции МЛМ-Перспектива» «Ваш денежный поток».
Александр Синамати
Февраль 25th, 2010 в 10:45
Вячеслав, боюсь, что Вы цитируете какие-то фразы мои без контекста:))) А уникальность продукта действительно перестала иметь место:((( Как это ни печально:((((. И ли радостно:))))
Leon
Февраль 25th, 2010 в 16:27
Александр,
).
спасибо за комплимент, но пусть об этом судят они сами (то есть дистрибьюторы моей организации).
Согласен с Вами, что количество дистрибьюторов, работающих «по системе» (построенной ими самими или их спонсорами) меньшинство.
Для каждого же, кто реально хочет достичь серьёзного результата, но работает «вне системы», я вижу всего два выхода: либо самому построить такую систему (не боги горшки обжигают), либо искать уже готовую, но реально работающую (а то им предложат купить «систему» – в Интернете недостатка в предложениях нет
Мне в жизни крупно повезло, с апреля по декабрь 1993 моими спонсорами и учителями были Исраель Кляйн, Леон Вайсбейн, многие другие известные лидеры Herbalife, и мне даже посчастливилось быть на выступлении Jim Ron. Так что я точно знаю, кого благодарить за «науку».
Что же касается «идти» наверх, Вы, наверное, опять правы, когда пишите, что «новичок, не получивший поддержку от спонсора, не решается идти ни на какой верх (и даже не знает, что это возможно), и “засыхает” на корню, не успев распуститься». Я писал, что это «технически просто» (и продолжаю так считать), но я не учёл психологический аспект (вот уже 20 лет как я уехал из Союза). За эти 20 лет произошли огромные изменения, но, очевидно, не в сознании.
Но может с развитием интернет-технологий ситуация как-то изменится?
Нина Усенко
Февраль 25th, 2010 в 16:46
Браво, Леон!
Вот здесь-то собака и порылась.Тот, кто хочет достичь успеха, тому никакой спонсор или тренер по всему подряд, – не помеха! Кто ищет, тот находит и компанию, и спонсора. Я помню обзвонила добрый десяток человек, пока не нашла, действительно, работающую структуру. И не беда, что между мной и работающим спонсором пять летаргических дистрибьюторов.
Кто ленится работать, тот будет видеть проблему в отсутствии системы обучения для новичков, а кто пришёл за успехом, тот сам её создаст,
Leon
Февраль 25th, 2010 в 17:12
Ильдар,
).
). И проводить и посещать их гораздо проще и удобнее (чем offline). Да и экономия денег и времени налицо. Почему лидеры компаний, в «которых хорошие школы обучения» не переводят свои занятия в новый формат?
мне кажется люди недавно начали осваивать вебинары (как проведение, так и участие). А значит их количество будет только расти. При этом качество большинства (как и квалификация ведущих) будет оставлять желать лучшего.
Большинство вебинаров пока бесплатные.
Если же кто-то готов платить непонятно кому (или даже понятно кому) непонятно за что, то это его право. Может он платит за опыт (опыт – это то, что мы получаем, когда не получаем того, чего хотели
Для решения об участии в вебинаре, следует определить цель такого участия (то есть, зачем собственно это Вам нужно), и иметь основания надеяться эту цель достичь (полной уверенности, конечно, быть не может, но имя тренера и отзывы людей, которым Вы доверяете и которые уже участвовали и получили результат, являются какой-то гарантией). Ну и после вебинара проанализируйте – каковы результаты (если вообще есть), и делайте выводы.
Вы пишите «проблема в том, что эти вебинары слушают консультанты, в компаниях которых хорошие школы обучения».
Вебинары – это будущее сетевого маркетинга (для кого-то уже настоящее
Leon
Февраль 25th, 2010 в 18:05
Нина,
.
я бы сказал, что мы выигрываем у Александра Синамати со счётом 2:1
Но, вспоминая, что мы с Вами почти «соседи», и что мы «очень далеки от народа» (в прямом смысле), а Александр наоборот в самой гуще, то счёт опять в его пользу.
А за Вас можно только порадоваться и пожелать успехов. (А «летаргические дистрибьюторы» – это класс!)
Людмила Мулик
Февраль 26th, 2010 в 08:47
Александр Михайлович! Как-то непонятно. если не стало уникального товара, как же вообще работать с клиентами? Ведь мы говорим – клиентам: приходите к нам, у нас продукция великолепного качества по разумной цене, эксклюзив, супер-пупер…
– будущим консультантам: наш замечательный товар легко продается, легко получить дополнительный доход и т.д.
А теперь что же? Остается только разница в маркетинг-плане? Ну и в успешности потенциального спонсора?
Александр Синамати
Февраль 26th, 2010 в 09:16
Леон!!!! Вы учились у Кляйна и Вайсбейна!! Моя зависть к Вам еще более увеличилась:))))), Выигрывайте у меня с еще большим счетом, я согласен:))))))
Нина, согласен – есть люди, которым ничего не помеха. Но давайте трезво посмотрим по сторонам – огромное количество людей именно что находятся в летаргическом сне (я еще люблю говторить – в анабиозе:(((( И в сетевой они попадают в бессознательном состоянии. И если они попадают в организацию, в которой нет обучения, они через некоторое время в бессознательном же состоянии выпадают обратно:(((( Они еще не знают, хотят ли они успеха, они не знеают вообще что такое успех и с чем его едят:)))) И не пойдут они наверх и не будут никого искать.
Leon
Февраль 26th, 2010 в 19:32
Александр,
наш ну очень быстрый старт в Neways (через год наш чек достиг 5000 $) объясняется только той школой, которую мы прошли в Гербалайфе.
Ничего подобного я в своей жизни больше не видел. Это были титаны. И я только пытался (как мог) передать хоть часть того, что получил.
Большинство успешных лидеров, с которыми я позже встречался, начинали свой путь там же (правда, мне действительно повезло быть в самом “эпицентре”).
Valentina
Февраль 28th, 2010 в 05:05
Леон, тебе действительно повезло! Мне тоже очень повезло быть в твоей команде!
Спасибо за очень интересный диалог!
Тарас
Февраль 28th, 2010 в 13:19
Спасибо, Леон! Диалог и впрямь получился очччень интересный и актуальный. Получил хорошую информацию к размышлению.
Александр Синамати
Март 1st, 2010 в 02:12
Людмила, очень подробно про «уникальные» товары мы рассуждаем с Сергеем Всехсвятским на видеодиске «Рекрутинг 2.0.», Вы можете приобрести его в на http://www.sinamati.ru Если очень коротко, то смысл вот в чем – если в начале 90-х годов, например, БАД, были в диковинку и именно благодаря сетевикам они стали так популярны, то сейчас они продаются в каждой аптеке. Поэтому сетевику уже невозможно говорить, что только у нас в компании вы можете купить «эксклюзив и супер-пупер:))). А насчет «приходите к нам, у нас продукция великолепного качества по разумной цене» – ну так это никто не отменял, Просто этим уже никого не удивишь, это реальность, которую предлагают десятки тысяч консультантов сотни сетевых компаний,
Leonilla
Март 2nd, 2010 в 12:37
я начинающий дистрибьютор, Очень здорово!!!!!!!!!!!!
Леонид
Март 20th, 2010 в 13:50
Можно и мне вставить свои 5 копеек про уникальность
я полностью согласен с александром. что уникальных продуктов уже нет или они действительно большая редкость.
когда я начинал в 1993 году как и Леон в той же компании и в том же месте для и продукция Гербалайф и сам сетевой бизнес были в новинку и конечно все тогда было «уникальным»
Увы жизнь изменилась. Если вы проведет элементарную проверку рунка то увидите что очень много компаний предлагает одно и тоже. отличие только в этикетках
Играть на уникальности уже больше не прокатывает.
порошки для коктейлей для контроля веса есть у каждой солидной компании.
Даже Амвей, компания которую к бадовым не отнесешь имеет свой протиновый котейль и проргамму по снижению веса.
Возьмите антиоксидантые соки. я уже гдето 8 или 9 компаний знаю предалагющийе этот продукт.
стоило появиться гелям компании Эйджел так уже есть аналогичные гели в Монави.
О косметике, среджставах по уходу за кожей думаю тоже нет смысла спорить. Масса компаний и масса продуктов
На уникальности уже не уедешь. Думаю что МЛМ 21 века будетпредлагать чтото другое.. но что можно точно сказать
соотношение ЦЕНА-КАЧЕСТВО работало, работает и будет работать. по крайней мере в сегменте парфюмерии и товаров для дома.
Ну а если всетаки вы работает в сфере БАДов и спрашиваете что делать то совет такой. не продавайте продукт. продавайте результат. не надо говрить продукт уникальный. космический. нанотехнологии и тд
просто скажите до продукта было то тот стал принимать произошло вот это (похудел/перестала болеть голова/отпали рога и хвост)
Татьяна Ильдеева
Март 27th, 2010 в 08:21
Спасибо за такой интересный и содержательный диалог, который продолжился и в комментариях. Согласна, что сейчас на рынке продуктов куда больше стало, чем это было на заре Гербалайфа в России, да и компаний много. Поэтому-то сейчас люди идут не так за продуктом, как за лидером, человеком, который готов обучить новичка всем премудростям МЛМ.
Большая Света
Март 29th, 2010 в 06:34
Спасибо, Нелли, за ссылку.
Спасибо за полемику.
Я рада, что я в своей новой сетевой имею все, о чем многие сожалеют, не имея…пока.
Отвечаю из Писания: «ищите – и найдете, стучите – и отворят, просите – и дано будет вам».
Действительно, правильная сетевая фирма прежде всего должна иметь достаточные финансы, чтобы обеспечить все остальное:
- Уникальный качественный конкурентоспособный прродукт.
- И она не должна быть посредником.
- Также она должна иметь мощный маркетинговый обучающий центр, обеспечивающий гибкость ее маркетинга.
- Ну, и самое главное для меня: у нее должна быть высоконравственная философия этого самого бизнеса. Где во главе не бизнес, а прежде всего человек.
И все это есть там, куда я наконец-то после долгих поисков попала.